Добавить в избранное | Cделать стартовой | Написать мне

ФЛАМЕНКОЛОГИЯ

Простейшие виды расгеадо

<< Вернуться в раздел "Фламенкология"

Информационный источник:

Секреты гитары фламенко, тетрадь 1. Что такое фламенко? Гитара и гитаристы. Базовые приемы игры.

М., изд. Каржавин С.П., 2002, 96 с., илл., нот.

Секреты гитары фламенко. Каржавин С. П.

Глава 3. Базовые приемы игры. Простейшие виды расгеадо. Стр. 26.



Изучение базовых приемов начнем с техники, практически не используемой при исполнении классического репертуара. Это расгеадо. В средние века расгеадо практиковалось повсеместно, хотя в настоящее время осталось в арсенале гитаристов фламенко и латиноамериканских музыкантов.

Термин расгеадо (rasgueado) имеет общий корень со словами rasgador (раздирающий, рвущий), rasgar (рвать), rasgo (росчерк), и пр. В андалусском диалекте есть еще один вариант названия – rasgueo, который произошел, по-видимому, в результате искажения исходного термина по следующей схеме:

rasgueado ––> rasgueao ––> rasgueo

Суть расгеадо заключается в исполнении групп аккордов ударами кончиков ногтей правой руки по струнам от 6-й струны к первой (удар «вниз») или от 1-й струны к 6-й (удар «вверх»). Строго говоря, исполнение двух и более аккордов подряд посредством удара, а не щипка, можно считать приемом расгеадо, а одиночный удар – простейшим элементом расгеадо.

Рассмотрим наиболее простой вид расгеадо, исполняемый одним указательным пальцем правой руки. Называется такой вариант – секо (seco, что буквально означает «один, без добавлений»). Для облегчения длительного и непрерывного исполнения расгеадо (т.н. rasgueado redondo – непрерывное расгеадо) большой палец правой руки кончиком опирается на 6-ю струну или на верхнюю деку около 6-й струны (чуть выше ее). Опора большого пальца фиксирует кисть руки, поэтому все удары по струнам становятся одинаковыми по характеру и силе звучания. Стартовая позиция – указательный палец «свернут» в колечко и ногтем упирается в мякоть ладони в основании большого пальца (слева начальное положение указательного пальца, а справа - конечное):

Рис. 3-3. Одиночный удар указательным пальцем по струнам

Возможен вариант, когда ноготь указательного пальца опирается на первую (иногда вторую) фалангу большого пальца (рис.3-4). Этот удар будем называть прямым. Делается этот удар внешней стороной ногтя, как будто вы щелчком или быстрым ударом сбиваете что-нибудь с 6-й струны. Обратный удар осуществляется внутренней стороной ногтя за счет быстрого возврата указательного пальца в стартовую позицию, но при этом удар происходит, как правило, не по всем струнам, а только по трем-четырем верхним струнам аккорда. Главное – начать с нужной басовой ноты при ударе вниз.

Рис. 3-4. Одиночный удар указательным пальцем по струнам с «выщелкиванием» его от большого пальца

Различие положения и формы большого пальца на рис.3-3 и рис.3-4 объясняется как различием анатомии рук, изображенных на этих рисунках, так и индивидуальным предпочтением гитаристов.

Акцентированный удар может осуществляться указательным пальцем с одновременным движением кисти вниз, помогая указательному пальцу нанести более сильный удар за счет веса кисти руки.

Если внимательно понаблюдать за игрой гитаристов фламенко, то такая «помощь» кисти руки движению пальцев применяется очень часто. Начальное и конечное положение кисти руки при таком ударе показано на следующем рисунке:

Рис. 3-5. Одиночный удар указательным пальцем по струнам с одновременным смещением кисти руки вниз

Примеры данного параграфа дают возможность отработать различные варианты простейшего расгеадо, на различных ритмических структурах, что дополнительно позволяет ознакомиться с некоторыми особенностями ритмов наиболее важных форм фламенко.

Для тренировки каждый пример можно повторять без перерыва сколь угодно долго, поскольку все примеры представляют собой законченное музыкальное построение. Непрерывное повторение позволяет наработать определенный «автоматизм» и подсознательное усвоение ритмики соответствующей формы фламенко.

<< Назад в раздел "Фламенкология"

Автор сайта Flamenco.narod.ru никаким образом не присваивает себе авторские права на материалы, представленные на сайте, и не ставит своей основной целью извлечение материальной выгоды.


Мой E-Mail - ALLFlamenco@mail.ru


be number one
Hosted by uCoz